Pavel Pavlovich Lvov

  • Authors: Samotsvet M.A.1, Masneva I.E.1
  • Affiliations:
    1. Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
  • Issue: Vol 12 (2023): МАТЕРИАЛЫ VI ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
  • Pages: 331-336
  • Section: ВРАЧ - НЕ ПРОСТО ПРОФЕССИЯ» ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ РОССИИ И МИРА
  • URL: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/9002

Cite item

Abstract

Purpose:  describe the biography of Professor of medicine P.P. Lvov, the motivation for his choice of the profession of a doctor. To show his difficult path in achieving medical education, the main reasons and turning points in his professional activity that defined him as a remarkable military field surgeon and general surgeon, an outstanding maxillofacial surgeon, innovator, teacher, researcher and scientist. To show his achievements in medical practice, science and pedagogy. Relevance: the article reveals the continuity of generations in the medical profession, its science, pedagogy, practice, as an example for imitation, using the example of the biography of Pavel Pavlovich Lvov. The necessity of hard work for mastering the profession of a doctor is shown, an example when "beginners" in the medical profession, with their own work and talent, achieve professional heights, receive support from reputable scientists and practitioners, even in conditions of social catastrophe. The moral prestige of the medical profession is demonstrated as a guide for young people when choosing a life path. Methodology: An attempt to summarize and compare information about Professor P.P. Lvov, from the media, medical, special historical literature, the Internet and the family archive. Result: during the work on the article, confidence in the correctness of the choice of the future profession, pride in domestic medicine and its workers, the desire to justify kinship in the chosen field, confidence that the conscientious work of a doctor will always be rewarded with a good memory for many generations has increased. The confidence that such feelings will arise in the reader will make the choice of a future profession more conscious.

Full Text

   Заслуженный врач РСФСР, доктор медицинских наук, профессор Павел Павлович Львов родился 22 января 1884 года в г. Оренбурге в семье протоирея Павла Иоанновича Львова. Павел Иоаннович Львов был просвещённым, высокообразованным для своего времени человеком. Мама Павла Павловича, Анна Фёдоровна в девичестве Лебедева, также происходила из семьи священнослужителя, умела читать по-церковнославянски и расписываться. Оба родителя, старались дать своим детям воспитание и образование в соответствии с православными представлениями.

Павел Львов был пятым ребёнком в семье, имел трёх братьев и шесть сестёр, а также все способности и возможности для получения классического образования в гимназии, кроме материальных.

В 1892 году Павел поступил в Оренбургское духовное училище, а в 1896 году в Оренбургскую духовную семинарию. Образование, полученное в духовных семинариях, не уступало гимназическому, в то же время было значительно шире, включало изучение большего числа предметов, что позволяло успешно продолжить обучение на любых факультетах технических вузов и университетов по любым специальностям. Но с 1886 года выпускники семинарий были ограничены в этом праве. Им предоставлялась возможность поступления только на медицинские факультеты лишь двух Императорских университетов Томского и Юрьевского (Дерптского, Дерпт ныне Таллин) из числа наиболее отличившимся, получившим аттестат первого разряда, после предварительных испытаний по русскому и латинскому языкам. В то время как выпускники гимназий зачислялись в Университеты по баллам, полученными в Аттестате зрелости.

В XIX веке медицина пережила подъём по всем направлениям, в том числе и в хирургии. Вместе с тем, в 1899 году в клинике медицинского факультета Казанского университета во время операции по удалению онкологической опухоли в желудке умер Павел Иоаннович. К этому времени старший брат, Леонид Павлович Львов, служил земским врачом. Профессия врача была престижна и особо уважаема, материально обеспечена. В совокупности обстоятельства и личные устремления Павла Павловича Львова определили его жизненный выбор - помогать людям сохранять здоровье и жизнь. В 1904 году Павел Павлович поступил на медицинский факультет Императорского Томского университета, который был открыт в 1886 году и стал девятым по счёту в Империи и последним, созданным в России до 1917 года

Павел Павлович окончил Томский университет в 1910 году с отличием, приобрёл дополнительные знания и практические навыки стоматолога в зубоврачебной школе при Университете. В 1910 году в степени (звании) лекаря он был направлен на должность земского врача на Симский завод (ныне город Сим в Ашинском районе Челябинской области), куда он прибыл с молодой женой и помощницей, Антониной Павловной, выпускницей фельдшерских курсов. Условия жизни и труда промышленных рабочих и их семей дали обширную практику молодому земскому врачу в качестве терапевта, хирурга, узкого специалиста практически всех направлений и стоматолога. Металлургическое и механическое производство сопряжено с травмами и профессиональными заболеваниями, прежде всего хирургического профиля. Интенсивная практика, её систематизация и анализ, позволили Львову Павлу Павловичу получить степень «доктора медицины и хирургии», защитившись при Казанском университете в начале 1914 года.

В июле 1914 года Павел Павлович был мобилизован, и уже в августе в должности старщего лекаря казачьего полка Оренбургского войска убыл на Юго-Западный фронт. Антонина Павловна также убывает на фронт и уже с 1915 года работает рядом с мужем. Младшие сёстры Зинаида и Зоя Львовы также трудились во фронтовых госпиталях медсёстрами.

Имея довольно широкую довоенную практику лечения челюстно-лицевых болезней и травм, Павел Павлович всё чаще в ходе войны сталкивался с подобными, но более тяжёлыми и более судьбоносными для пациентов ранениями. Работу самоотверженного хирурга высоко оценил Главный хирург Юго-Западного фронта профессор Вреден Роман Романович.

В силу личных, профессиональных качеств Павла Павловича и стечению обстоятельств его судьба врача, педагога, исследователя и учёного была определена войной, которая свела его с профессорами Вреденом Романом Романовичем, Звершховским Францем Александровичем. По их настоятельным рекомендациям в сентябре 1916 года Львов П.П. назначен старшим хирургом названного специализированного госпиталя. Интенсивная работа с раненными в челюстно-лицевой области дала богатую основу для научной, практической и педагогической деятельности. С 1916 г. Павел Павлович практически полностью переключается на работу в челюстно-лицевой хирургии, одновременно активно специализируется по стоматологии.

Февраль 1917 года решительно меняет жизнь огромной страны. Общество раскалывается по политическим, классовым, социальным, культурным, моральным признакам. Октябрьский переворот не приводит к снижению напряжённости в обществе. Но медицинское сообщество не чувствует существенных притеснений от новых властей. В столице практически без рассмотрений и без необходимого материального обеспечения принимаются решения по организации здравоохранения, давно готовые, но увязшие в бюрократии Царского правительства.

Под патронажем Франца Александровича Звержховского 1 апреля 1918 г. организована первая в России самостоятельная специализированная клиника по травматологии и восстановительной хирургии лица под названием «Стоматологический челюстной институт при Военно-медицинской академии для увеченных воинов». В 1918 г. П.П. Львов уже ординатор, а затем директор этого института при Военно-медицинской академии. В 1920 году это подразделение затем в виде стоматологического отделения было включено в состав вновь открытого с 1917 года Физико-хирургического института. В этом институте в период с 1920 по 1923 г. стоматологическим отделением заведовал П.П. Львов. Созданное отделение челюстно-лицевой хирургии быстро развивалось и стало одним из ведущих в нашей стране.

В 1918 году разгорается Гражданская война. Пришло время определится кто за кого. Павел Павлович определился. Он, как и абсолютное большинство медицинских работников уже бывшей Империи, встали за больных, раненых, за своё дело, которому посвятил жизнь. Но благородная профессия не всегда спасала от обострённого классового чутья. Поэтому чувство тревоги за себя и близких людей не оставляла Павла Павловича. Волнений добавляли бурные события на малой родине, в Оренбурге, который не раз был под властью то белых, то красных. От тревог страны победившего большевизма сын священника, родственник белогвардейцев, укрывается в энергичной, трудной, но интересной работе.

В 1923 г. проф. П.П. Львов избирается заведующим кафедрой стоматологии Первого Ленинградского медицинского института, которую возглавляет до 1946 г., до последних дней жизни. За 23-летний период заведования им кафедрой существенно укрепляется её материально-техническая база. В 1924 г. при его участии открывается первый собственный стационар на 40 коек.

Проф. П.П. Львов, наряду с активной хирургической деятельностью, в этот период публикует научные работы, посвященные военной тематике: «Инфицированные огнестрельные раны», «Результаты наблюдений над методами лечения челюстно-лицевых раненых», «Травматические остеомиелиты челюстей» и др.

Научные исследования проф. П.П. Львова характеризуются новизной и выраженной практической направленностью. Он начинает разрабатывать вопросы костной аутопластики при дефектах нижней челюсти. 17 марта 1920 г. он успешно выполняет костную пластику больному по поводу двустороннего дефекта нижней челюсти. В качестве пластического материала он использует расщепленные трансплантаты из ребра, которые в последующем находят широкое распространение под названием «облегченного саженца» и становятся методом выбора в клинической практике. Проф. П.П. Львов формулирует основные условия костной пластики дефектов нижней челюсти, обеспечивающих ее успешность. Среди этих условий он придает важное значение асептичности воспринимающего ложа и надежному закреплению костных фрагментов челюсти, отмечая, что «…хирург не может приступить к операции на челюсти, если он не овладел методами иммобилизации нижней челюсти». В докладе на ХV съезде российских хирургов (1923) он сообщает о замещении дефектов нижней челюсти реберными аутотрансплантатами у 26-ти больных, а в 1924 г. на I Всероссийском одонтологическом съезде о 32-х костнопластических операциях. Реберные трансплантаты он считает лучшим пластическим материалом при замещении дефектов нижней челюсти. Им также предложен оригинальный способ соединения отрезков ребра с концами отломков челюсти методом их расщепления и ущемления «без использования костных швов».

Особенно широкую известность получили фундаментальные исследования проф. П.П. Львова по углубленному изучению клиники и лечения одонтогенных остеомиелитов челюстей, позволившие ему сформулировать четкие установки для широкого круга врачей. В 1928 г. в программном докладе «Одонтогенные остеомиелиты челюстей» на ΙΙΙ Всесоюзном одонтологическом съезде проф. П.П. Львов показал, что «зубы обеспечивают специфичность остеомиелита челюстей», определяют частоту патологического процесса, клиническую картину, выбор оптимального метода лечения. Он выявил особенности клинического течения одонтогенных остеомиелитов челюстей, разработал их классификацию, тактику лечебных мероприятий, в частности, обосновал необходимость удаления причинного зуба при развитии остеомиелитического процесса. Последнее положение очень важно и сегодня подтверждено многолетней повседневной клинической практикой. В 30–40 гг. прошлого века рядом видных специалистов утверждалось противоположное мнение, что удаление причинного зуба в остром периоде остеомиелита приводит к генерализации инфекции и удаление его противопоказано. В предложенной им классификации учитывался характер развития патологического процесса, что позволило ему выделить три формы остеомиелита: типичную форму, гипоформу и гиперформу. Типичную форму он разделил на виды в зависимости от развития процесса: внедрение и распространение инфекции, гнойное воспаление, воспаление сосудистой и нервной системы, некроз кости, пиофагия, регенерация. К гипоформам П.П. Львов отнес субпериостальный гнойник, мигрирующую гранулему, некрозы альвеолярного отростка, патологические переломы, искривления челюсти и псевдоартроз. К гипеформам — варианты остеомиелита с резко выраженными общими или местными проявлениями. Эта классификация, позволяющая решать многие тактические вопросы лечения, получила в дальнейшем широкое распространение в клинической практике и была принята за основу многими специалистами нашей страны.

В самом конце 1937 года по обычному доносу арестован сын Борис, молодой инженер, он отбудет в лагерях 20 лет. Павел Павлович больше не увидит своего сына. В это время дочь Нина – студентка 1-го ЛМИ, сын Игорь - школьник.

В 1938 г. профессор П.П. Львов предложил новый способ лечения анкилозов височно-нижнечелюстного сустава, который заключался в боковом иссечении части ветви нижней челюсти на месте образования ложного сустава. Разработанная методика обеспечивала сохранение высоты ветви, а также снижение количества рецидивов заболевания за счет минимального контакта костных отломков между собой и незначительного нарушения прикуса в послеоперационном периоде. Предложенная методика получила широкую популярность в нашей стране и получила название «операция по методу П.П. Львова».

Международное признание нашла также усовершенствованная им методика радикальной уранопластики при хирургическом лечении врожденных расщелин нёба, которая получила практически повсеместное внедрение в лечебных учреждениях страны (Уранопластика в передних отделах нёба по Львову П.П. и уранопластика в боковых отделах по Лимбергу А.А.). Для улучшения функции нёба он предложил проводить ретротранспозицию нёба с одномоментной фиссурографией путем эффективной методики — резекции задневнутреннего участка кольца большого нёбного отверстия и мобилизации сосудисто-нервного пучка.

Важным событием отечественной челюстно-лицевой хирургии и стоматологии является выход под руководством проф. П.П. Львова и проф. А.А. Лимберга перед началом Великой Отечественной войны первого учебника по хирургической стоматологии. Учебник включил современные отечественные и зарубежные достижения, далеко выходит за рамки студенческих знаний. Руководство стало настольной книгой не только для студентов, врачей-стоматологов, но и для врачей других смежных специальностей и по сей день.

В ходе Зимней и Великой отечественной войн, имея большой клинический опыт военного врача, проф. П.П. Львов активно оказывает специализированную медицинскую помощь раненым, занимается научными исследованиями. В тяжелейших условиях блокадного Ленинграда он много оперирует, его операции показательны, отличаются новизной. На базе стационарного отделения кафедры был развернут госпиталь для челюстно-лицевых раненых. Во время одного из обстрелов в помещение госпиталя попал снаряд, который, к счастью, не разорвался. Семь сотрудников кафедры ушли на фронт, в том числе проф. В.М. Уваров, возглавивший стоматслужбу Балтийского флота и аспирант Л.Р. Балон, ставший главным стоматологом Карельского фронта.

Профессор П.П. Львов является одним из признанных авторитетов и основателей отечественной стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Главный стоматолог Советской армии генерал-майор медицинской службы проф. Д.А. Энтин, сообщая о достижениях в деле лечения челюстно-лицевых раненых, отметил большую роль и личный вклад в развитие отечественной челюстно-лицевой хирургии профессора П.П. Львова.

Проф. П.П. Львов создал одну из ведущих отечественных школ челюстно-лицевых хирургов, которую составляют профессора С.Ф. Косых, Л.Р. Балон, В.М. Уваров, П.Н. Карташев, Н.М. Степанов, А.М. Едиберидзе. Он придавал большое значение и принимал активное участие в подготовке научных кадров для регионов страны: проф. С.Ф. Косых (Томск), проф. П.Н. Карташев (Саратов), проф. Н.М. Степанов (г. Молотов, Пермь), проф. А.И. Едиберидзе (Тбилиси). Выдающимся учеником его школы является член-корр. АМН СССР, заслуженный деятель науки РФ, профессор Александр Александрович Лимберг.

Павел Павлович Львов пережил блокаду, но скоропостижно скончался в 1946-м году.

Павла Павловича родственники называли и называют лучшим из его поколения Львовых. Добрый, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь. Таким же его вспоминали коллеги, пациенты, друзья и приятели. Добрую память о Павле Павловиче Львове хранят на Кафедре челюстно-лицевой хирургии Первого Санкт-Петербургского медицинского университета. Его работы изучают студенты и врачи-ординаторы, в кабинете над креслом заведующего кафедрой находится портрет Павла Павловича в мундире чиновника военного ведомства, каким он уходил на войну. Львов П.П. награждён орденами и медалями СССР и Российской Империи.

 

×

About the authors

Mariya Andreevna Samotsvet

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Email: samotsvetmari@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-4056-3823

student of the 1st course, faculty of General Medicine

Russian Federation, 10 Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russia

Irina Efimovna Masneva

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Author for correspondence.
Email: irinmsn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1622-5496
SPIN-code: 2945-2352

senior teacher, chair of Foreign Languages

Russian Federation, 10 Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russia

References

  1. Вселюбский Г.А., Несмеянов А.А. Легенда Российской стоматологии / Г.А. Вселюбский, А.А. Несмеянов . - Санкт-Петербург: Издательство Федерации питер-баскета Санкт-Петербурга, 2005. – 79 с.
  2. Антонова И.Н., Васильев С.В., Горбачева И.А., и др. 60 лет стоматологическому факультету ПСПбГМУ им. И.П. Павлова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2019. Т. 26, № 4. С. 9–17.
  3. Соловьев М.М., Криволуцкая Е.Г. От первой кафедры одонтологии в России до стоматологического факультета 1 ЛМИ им. акад. И.П.Павлова // Пародонтология. 2009. Т. 4. № 53. C. 3–7.
  4. Императорский Томский университет в воспоминаниях современников / сост. С.Ф. Фоминых (отв. редактор), С.А. Некрылов, М.В. Грибовский, А.В. Литвинов, С.А. Меркулов, И.А. Дунбинский. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. – 506 с.
  5. Семейный архив Львовых-Юденичей-Самоцветов.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies