Arab Scientist Unlocking the Secrets of the Heart
- Authors: Hamdan I.M.1, Skokova N.N.1, Zubenko И.V.1
-
Affiliations:
- Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
- Issue: Vol 12 (2023): МАТЕРИАЛЫ VI ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
- Pages: 231-234
- Section: БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ РОССИИ
- URL: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/8968
Cite item
Full Text
Abstract
This article is dedicated to the famous Arab medical scientist Ibn al-Nafis, who was an outstanding physician of the Renaissance, who proved himself as a scientist, teacher and doctor. His whole life was devoted to the treatment of patients and carrying out researches in the field of medicine. He made an invaluable contribution to the early knowledge of the pulmonary circulation. He was the first scientist to challenge the long-held Galenian claim that blood could pass through the interventricular septum of the heart, and accordingly held that all blood that reaches the left ventricle passes through the lungs. He also believed that there must be small communications or pores between the pulmonary artery and the vein. This statement preceded the discovery of pulmonary capillaries by Marcello Malpighi by 400 years. This era is given little attention by physiologists, but it is often regarded by some historians as the Islamic golden age.
Full Text
Одним из величайших учёных-врачей средневекового мира и выдающихся мыслителей исламской цивилизации VIII века был Ибн аль-Нафис (1210–1288). Его произведения в области медицины прославили исламскую культуру. В 1210 году в небольшом селе рядом с Дамаском в Сирии родился мальчик по имени Алладин, который стал одним из великих медиков своего времени. Он получил начальное образование в Дамаске, изучая такие науки, как логика и синтаксис. В госпитале Нури он изучал медицину. Спустя некоторое время он переезжает в Каир, чтобы продолжить учебу в госпитале Назири, где он удостаивается чести получать стипендию, как один из лучших студентов. По окончании учебы, он работает врачом и преподает в египетской больнице Насири, а спустя некоторое время возглавляет госпиталь и становится лейб-медиком султана Бейбарса I. Помимо работы в больнице и преподавания медицины в Каирской школе, Ибн аль-Нафис проводил занятия со своими учениками у себя дома, в рамках которых он преподавал мусульманское право. Благодаря своей высокой квалификации и преданности учительскому делу, он стал известен как один из лучших учителей своего времени [1].
Этот период истории был назван "Восточным Ренессансом", а среди учеников Ибн аль-Нафиса было много известных арабоязычных медиков. Особенно выделялся Ибн аль Гофф, который прославился благодаря своей работе в области медицины и написал учебное пособие по хирургии.
Средневековый врач был известен как один из ведущих медиков своего времени, чьи достижения в области хирургии и медицины принесли ему заслуженное признание и звание главы лекарей своего времени. Он проявлял большую эрудицию в области медицины, особенно в хирургии. В своей практике он предпочитал лечение питанием и легкими препаратами, а не лекарствами. Однако, несмотря на это, его теоретические знания в медицине, которые отражены в его произведениях, казалось, были более значимыми, чем практические навыки.
В литературной сфере Ибн аль-Нафис также сделал значительный вклад, его произведения были основаны на личном опыте, наблюдениях и выводах. Ибн аль-Нафис не просто принимал на веру убеждения своих предшественников, а тщательно анализировал их, доказывая или опровергая с помощью веских аргументов и доводов.
Книга «Аш-шамель-фель-теб» была одной из наиболее известных работ Ибн аль-Нафиса в медицине, она являлась медицинской энциклопедией. Хотя она должна была состоять из 300 томов, только 80 были завершены при жизни автора. Тем не менее, рукописи этого ценного произведения сохранились до наших дней.
Его другие произведения, такие как «Аль-мозахеб-фель-кахель» и «Моджезе-ль-Ганун», также получили признание и использовались последователями ученого. Однако, наиболее значимой теорией Ибн аль-Нафиса стала его теория о малом круге кровообращения, которая отличалась от распространенных в то время теорий Галена и Авиценны. Он утверждал, что движение крови начинается с правого желудочка сердца и возвращается в левый желудочек через легочную вену. Эта теория была выдвинута в 1240 году и была предана забвению последующими учеными. Однако, она была заново открыта в 20-м веке и признана как одно из величайших открытий в истории медицины. Таким образом, средневековый врач и ученый оставил след в истории медицины, а его имя стало символом высокой культуры и науки в Исламе. В тот период времени научные мировоззрения учения Галена и его последователей господствовали в течение тысячи лет. Авиценна тщательно изучил труды Галена и в некоторой степени приукрасил их. Схема Галена предполагала, что пища в кишечнике проходит процесс переваривания и затем транспортируется в печень, где формируется кровь и насыщается «жизненным духом». После этого кровь направляется в правый желудочек, откуда часть её идет в легкие для их питания через легочную артерию, а остальная часть достигает левого желудочка через невидимые поры в межжелудочковой перегородке. Однако теория Ибн аль-Нафиса отличалась от этой схемы и он утверждал, что движение крови начинается с правого желудочка сердца и возвращается в левый желудочек через легочную вену. Существование этих так называемых пор было загадкой для анатомов более тысячи лет, но они были необходимой особенностью схемы Галена, потому что не учитывалось, что большое количество крови перетекает из легких в сердце. В левом желудочке кровь смешивалась с «пневмой» из вдыхаемого воздуха, и в результате образовывался «жизненный дух», который распределялся по всему телу артериальной кровью. Часть артериальной крови достигала мозга, где получала «животный дух», который затем распределялся по нервам, которые считались полыми. Образование «жизненного духа» в левом желудочке привело к образованию фулигинозных (закопченных) отходов жизнедеятельности, которые возвращались обратно в легкое через легочную вену и затем выдыхались вместе с дыханием. В своих записях к анатомическому разделу канона Авиценны сирийский ученый сделал три важных открытия по отношению к схеме Галена. Во-первых, он категорически заявил, что межжелудочковая перегородка не была пористой и не могла пропускать через себя кровь, что было критично в модели Галена. Это решительное отрицание проницаемости межжелудочковой перегородки также повторяется в другом разделе комментария. Например, В переводе Мейерхофа раздела, имеющем обозначение fol. 65 r b y, утверждалось, что между этими двумя желудочками вообще нет прохода; если бы он был, кровь проникла бы в «место духа», т.е. в левый желудочек и испортила бы его вещество. Анатомия опровергает утверждения прежних авторов. Наоборот, перегородка между двумя желудочками состоит из более толстого вещества, чем другие части, чтобы предотвратить прохождение крови или других напитков, которые могут быть вредными. Поэтому мнения некоторых ученых мужей того времени о том, что это место пористое является ошибочным, ибо оно основано на предвзятом представлении о том, что кровь из правого желудочка должна была проходить через эту пористость. И это мнение – ошибочно!
Во-вторых, поскольку нет сообщения через межжелудочковую перегородку, из этого следует, что выход жидкости из правого желудочка может быть достигнут левого только посредством малого круга кровообращения. Перевод Макса Мейерхофа указывает, что кровь, очищенная в правом желудочке, передается в левую полость, где генерируется «жизненный дух». В разделе fol. 65 r и v перевод гласит, что кровь из легкого попадает в левый желудочек после того, как нагрелась в правом желудочке и поднялась из него. Таким образом, открытие Ибн аль-Нафиса стало одним из самых значимых в истории медицины, поскольку оно противоречило теории Галена и изменило общепринятое понимание процесса кровообращения в организме. В-третьих, в следующем коротком отрывке ученый утверждает, что небольшие сообщения, позже ставшие известными как капилляры, должны присутствовать между легочной веной и легочной артерией [2].
Это открытие было признано одним из самых значимых в истории медицины. Оно явилось вдохновенным предсказанием существования легочных капилляров, которые были замечены 400 лет спустя итальянским врачом и биологом Марчелло Мальпиги, считавшим, что между легочной артерией и легочной веной существуют видимые проходы или поры. Только 300 лет спустя европейские ученые пришли к такому же выводу, а именно, что кровь должна была проходить через легочное кровообращение и не могла перемещаться непосредственно из правого в левый желудочек.
В 1553 году Мигель Сервето (1511-1553) выдвинул теорию, схожую с теорией Ибн аль-Нафиса, о легочном кровообращении. Мигель Сервето был первым ученым, заявившим об этом. Он писал, что, однако это сообщение осуществляется не через среднюю стенку сердца, как принято считать, а благодаря очень хитроумному устройству, очищенная кровь выталкивается вперед из правого желудочка сердца по длинному пути. Затем проходя через легкие, она обрабатывается легкими, становится красновато-желтой и изливается из легочной артерии в легочную вену. Утверждения обоих ученых о легочном транзите крови довольно схожи и могут свидетельствовать о том, что последнему была известна более ранняя работа Ибн аль-Нафиса, хотя в одном из научных исследований указывается, что между этими двумя утверждениями существуют некоторые несоответствия.
Главной причиной для возвращения к этому вопросу является то, что в 1547 году появился новый латинский перевод книги Ибн аль-Нафиса, озаглавленной «Комментарий к сложным лекарственным средствам». Он касался труда Авицены под названием «Канон медицины», а именно, последней его части, которая включала список лекарств. Перевод был сделан Андреа Альпаго, но, по-видимому, в нем не было никаких ссылок на легочный транзит крови. Другие переводы Альпаго также обсуждались в этом же контексте. Однако многие историки полагают, что Сервето не был знаком с работой Ибн аль-Нафиса, и, если это так, оба заслуживают похвалы за открытие легочного кровообращения. На сегодняшний день сохранилось только три экземпляра книги.
Позже те же идеи были высказаны и Реальдо Коломбо (1516-1559 гг.) итальянским хирургом и анатомом эпохи Возрождения, его учеником Хуаном Вальверде де Амуско (1525-1587) – автором учебника «Анатомия человеческого тела», выпущенного в 1556 году. Эти же идеи были поддержаны Андреасом Везалиусом (1514-1564), вошедшим в историю медицины, как основатель современной анатомии, и Уильямом Гарвеем (1578-1657) – английским врачом, анатомом и физиологом. Интересен тот факт, что Гарвей изначально был озадачен физиологией легочного кровообращения. Например, он заявлял, что совершенно нелепо предполагать, что легкие нуждаются для своего питания в таком большом количестве крови, доставляемой с такой пульсирующей скоростью. На самом деле, Уильям Гарвей сообщил о результатах своих экспериментов за несколько лет до своей кончины. В них он убедительно продемонстрировал прохождение жидкости из легочной артерии в левый желудочек. Гарвей описал, как он исследовал различные сосуды в трупе задушенного человека, и пришел к выводу, что вода свободно проходит через легкие из легочной артерии в левый желудочек.
Ранее считалось, что британский врач Гарвей первым открыл кровообращение, однако эту иллюзию развеял египетский врач Мухи ад-Дин ат-Татави, который при написании своей научной диссертации, работая с документами в библиотеке, случайно нашел рукопись Ибн аль-Нафиса, написанную его рукой и содержащую объяснение закона анатомии о кровообращении. Мухи Ад-Дин ат-Татави использовал данные этой рукописи в своей диссертации, которая называлась «Легочная гематология по данным Кураши». Однако, ученый совет не поверил ему из-за незнания арабского языка, поэтому копия рукописи была отправлена немецкому врачу-востоковеду Максу Мейерхофу, который подтвердил ее подлинность. Диссертация не была опубликована, но Мейерхоф опубликовал переводы соответствующих частей комментария Ибн аль-Нафиса на арабском и европейских языках, чтобы спасти находку от забвения. Макс Мейерхоф провел тщательный анализ своих исследований, данные которых показали сходство между умозаключениями Ибн аль-Нафиса и Мигеля Сервето. Результаты его исследований позволили миру заново открыть этого великого ученого Ибн аль-Нафиса.
В заключении хочется отметить, что Ибн аль-Нафис был выдающимся медиком эпохи Возрождения, который проявил себя как ученый, преподаватель и врач. Вся его жизнь была посвящена лечению пациентов и исследованиям в области медицины. Каирской больнице Мансури были завещаны имущество и библиотека великого ученого. Он все оставил ученикам, чтобы те продолжили после его смерти развитие медицины в арабском мире. Ибн аль-Нафис умер в Каире в 1288 году в возрасте восьмидесяти лет. Последние слова Ибн аль –Нафиса перед кончиной, обращенные к своим ученикам и коллегам звучали так: «Сохраняйте ценность и важность науки. Свечи науки должны быть зажжены и после моей смерти» [3].
About the authors
Iosif Makherovich Hamdan
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Author for correspondence.
Email: youseffcb333@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-3478-0662
1st year student of Dental faculty
Russian Federation, 10 Studencheskaya st. , Voronezh, 394036, RussiaNina Nikolaevna Skokova
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Email: nns280@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4308-852X
SPIN-code: 9061-8137
senior teacher of foreign languages
Russian Federation, 10 Studencheskaya st. , Voronezh, 394036, RussiaИрина Vladimirovna Zubenko
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Email: ira.zubenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1986-7187
SPIN-code: 2866-0739
senior teacher of foreign languages
Russian Federation, 10 Studencheskaya st. , Voronezh, 394036, RussiaReferences
- Ибн Ан-Нафис (биография). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://islamiconline.ru/uchenye-islama/ibn-an-nafis-biografiya.html (дата обращения 08.03.2023).
- Средневековый учёный, раскрывший секреты сердца. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://islam.ru/content/person/56461 (дата обращения 6.05.2023).
- Ибн аль-Нафис, легочное кровообращение и золотой век ислама. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18845773/ (дата обращения 30.05.2023).