The role of Professor L.A. Zilber in the study of tick-borne encephalitis

  • Authors: Zakharova S.S.1, Dorokhina A.A.1
  • Affiliations:
    1. Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
  • Issue: Vol 12 (2023): МАТЕРИАЛЫ VI ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
  • Pages: 58-61
  • Section: БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ РОССИИ
  • URL: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/8883

Cite item

Abstract

The article provides a review of literary sources on the history of the discovery and study of tick-borne encephalitis by a group of Soviet scientists in the 30s of the XX century in the Far East. The selfless work and cohesion of scientists of various specialties (virologists, epidemiologists, entomologists, zoologist, parasitologist, pathologist, neurologists and laboratory assistants) made it possible not only to “discover” tick-borne encephalitis, but became the starting point for many domestic scientific virological schools throughout the USSR.

Full Text

Актуальность. История открытия клещевого энцефалита, несомненно, являлось прорывом в отечественной вирусологии и гордостью за достижения медицины и науки советского периода. Группа молодых, но опытных учёных и врачей, входящих в состав дальневосточных научных экспедиций 1937-1939 годов, показали пример самоотверженности, энтузиазма и сплочённости специалистов при изучении нового заболевания.

Цель. Проанализировать данные литературных источников, исторических очерков и архивных материалов для подготовки обзора по истории открытия и изучения клещевого энцефалита, организации дальневосточных научных экспедиций и их участниках.

Материалы и методы. При написании статьи-обзора использовались данные из открытых источников.

Результаты. 86 лет назад очередной победой отечественной вирусологии стало открытие клещевого энцефалита.

Впервые внимание медицинских работников привлекло тяжело протекающее неизвестное инфекционное заболевание в 30-е годы XX века на Дальнем Востоке. Наибольший рост заболевших пришелся на 1935 и 1936 годы (вспышка среди военнослужащих Дальневосточной армии). Именно в этот период впервые описал клинику специфического заболевания и предположил его вирусную этиологию начальник неврологического отделения госпиталя в городе Владивосток Александр Гаврилович Панов. Между прочим, Александр Гаврилович – наш земляк – уроженец города Богучар Воронежской губернии (02.05.1902 год) и студент медицинского факультета Воронежского университета с 1922 года. Однако медицинское образование А.Г. Панов завершил в Ленинграде, переведясь в 1926 году в Государственный институт медицинских знаний (ныне – Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова).

В этот же период в Хабаровском крае группа врачей под руководством начальника неврологического отделения 301-го военного госпиталя Израиля Зельмовича Финкеля также занимались изучением клинической картины неизвестного заболевания, установив сезонность и территориальную связь с лесными районами края. Это натолкнуло учёных на мысль, что заболевание может быть японским (летним) энцефалитом.

В марте 1937 года народный комиссар здравоохранения СССР Григорий Наумович Каминский принял решение направить на Дальний Восток научную экспедицию для изучения неизвестного заболевания, набирающего рост с увеличением летальных исходов среди заболевших. Данный факт мог отрицательно сказаться на здоровье и боеспособности военнослужащих на Дальнем Востоке, что и побудило народного комиссара обороны СССР Климента Ефремовича Ворошилова обратиться в Народный комиссариат здравоохранения СССР с инициативным письмо, несомненно, получившим немедленный отклик.

Первая дальневосточная экспедиция приступила к работе уже в мае 1937 года. Руководство дальневосточной экспедицией и подбор кадров было поручено опытному специалисту – профессору Льву Александровичу Зильберу. Двумя годами ранее (в 1935 году) Лев Александрович организовал вирусную лабораторию. Кроме того, Л.А. Зильбер имел практический опыт работы в эпидемиологии, микробиологии и иммунологии; занимался борьбой с распространением таких особо опасных инфекций как холера, чума, натуральная оспа и брюшной тиф.

Перед экспедицией была поставлена задача изучить японский (летний) энцефалит, на распространение которого уже ссылались местные врачи-неврологи из двух дальневосточных краёв. Однако полной уверенности у профессора Зильбера в этом не было. Поэтому были разработаны 3 различных алгоритма действия, исходя из вариантов, возможных при изучении неизвестного инфекционного заболевания. Во-первых, порядок работы в случае выявления японского (летнего) энцефалита. Во-вторых, рассматривалась возможность определения другой разновидности энцефалита. И, наконец, не отрицался ход развития событий при контакте с совершенно другой инфекцией, а не с предполагаемым энцефалитом. Исходя их трёх различных направлений исследовательской деятельности дальневосточной экспедиции, все участники были разделены на два отряда – северный (для проведения исследовательских работ в Хабаровском крае) и южный (для работы на приморском направлении).

Начальником северного отряда была назначена Елизавета Николаевна Левкович, также в его состав вошли вирусологи (Н.В. Рыжов и Михаил Петрович Чумаков), эпидемиолог Виталия Львовна Ольшевская, патоморфолог Александр Григорьевич Кестнер, энтомологи (Александр Васильевич Гуцевич и Александра Никитична Скрынник), зоолог Павел Евгеньевич Грачёв, невропатолог Алексей Никитич Шаповал и лаборанты (Васильева и Галина Николаевна Зорина-Николаева).

Северный отряд направился из Хабаровска в Оборский леспромхо, занимающийся заготовкой и переработкой леса (посёлок Обор). На территории местной больницы было развёрнуто 6 вагончиков–лабораторий, а также отделение на 12 коек. Энтомологами отряда (А.В. Гуцевич и А.Н. Скрынник) были выявлены на местности три вида иксодовых клещей: самый распространённый (90% особей среди исследуемого материала) Ixodes persulcatus (таёжный клещ), Dernacentor silvarum (6% особей; лесостепной клещ) и Haemaphysalis concinna (2-4% особей). Вирусолог М.П. Чумаков установил, что вирус может долгое время находиться в организме клеща. Данный вирус и является этиологической причиной развития нейроинфекции у людей. На этот факт указывало исследование биоматериала больных лиц. Так, в период лихорадки у заболевших вирус циркулировал в крови и спинномозговой жидкости. В последующем вирус был обнаружен в смывах из носоглотки, моче и фекалих больных людей. Однако случаев внутрибольничного распространения инфекции обнаружено не было. За время экспедиции 1937 года в Оборе в клинике северного отряда умерли 12 заболевших. Проводя вскрытия, патоморфолог А.Г. Кестнер увидел наиболее значимые изменения в ЦНС умерших. Всего в клинике северного отряда лечились 64 больных за время работы экспедиции под наблюдением врача-невролога А.Н. Шаповала, который впервые решил применить серотерапию у заболевших. К этому шагу его подтолкнули исследования начальника отряда Е.Н. Левкович, установившей нарастание титра специфических антител у выздоравлявающих пациентов клиники. Вирусолог отряда М.П. Чумаков изготовил небольшой объём лечебной сыворотки, которая дала положительный результат применения у больных. Даже у лиц с бульбарной формой заболевания сыворотка позволила отсрочить летальный исход на несколько дней.

Начальником южного отряда была назначена Александра Даниловна Шеболдаева. В состав южного отряда вошли следующие специалисты: вирусологи (Антонина Константиновна Шубладзе и Валентин Дмитриевич Соловьёв), эпидемиолог Тамара Михайловна Сафонова, паразитолог Александр Самойлович Мончадский, невропатолог Александр Гаврилович Панов и лаборант Е.Ф. Гневышева. Южный отряд был распределён по медицинским организациям Тихоокеанского флота и в краевую больницу Владивостока.

Первая дальневосточная экспедиция завершилась в августе 1937 года. Новое заболевание Л.А. Зильбер назвал весенне-летний или клещевой энцефалит. Результаты проделанной работы профессор Зильбер представил в Народный комиссариат здравоохранения СССР, где, рассмотрев подробно все материалы, было принято решение продолжить работу научной экспедиции на Дальнем Востоке.

Так, в 1938 состоялась вторая дальневосточная экспедиция под руководством профессора Евгения Никаноровича Павловского, ставшего основателем советской школы паразитологов. Однако фактическое руководство на месте осуществлял Анатолий Александрович Смородинцев, советский бактериолог и вирусолог. Основная цель второй дальневосточной экспедиции заключалась в изучении циркуляции вируса клещевого энцефалита и обследовании природных очагов инфекции.

Кроме того, в 1938 году, опираясь на достаточно успешное применение лечебной сыворотки в лечении энцефалита у пациентов клиники северного отряда во время первой дальневосточной экспедиции, Е.Н. Левкович при участии А.А. Смородинцева и Н.В. Каган принялись за создание инактивированной вакцины. В 1939 году группа Е.Н. Левкович представила инактивированную вакцину в готовом к применению виде. Вакцина была одобрена комиссией. Далее предстояло провести эпидемиологический опыт для определения эффективности разработанной инактивированной вакцины. Для этих целей была организована третья дальневосточная экспедиция в 1939 году под руководством эпидемиолога Исаака Иосифовича Рогозина. Применение вакцины показало отличный результат – из 1987 привитых заболели клещевым энцефалитом всего 9 человек с последующим выздоровлением. В контрольной группе, не получившей вакцинацию, насчитывающей 2387 человек, заболели клещевым энцефалитом 37 человека, среди которых 12 заболевших в итоге умерли. Данные результаты помогли запустить широкое производство инактивированной вакцины для профилактики клещевого энцефалита.

Выводы. Дальневосточная экспедиция под руководством Льва Александровича Зильбера впервые изучила этиологию, переносчика, клиническую и патоморфологическую картину неизвестного ранее инфекционного заболевания – клещевой энцефалит. Кроме того, исследования группы учёных профессора Зильбера легли в основу разработки вакцинопрофилактики клещевого энцефалита.

Заключение. Участники первой дальневосточной экспедиции сделали колоссальный прорыв в открытии и изучении клещевого энцефалита. Положительный опыт в борьбе с новой инфекцией продолжили учёные, вошедшие в состав второй и третьей дальневосточной научной экспедиции. Итогом плодотворной работы стала разработка и внедрение инактивированной вакцины против клещевого энцефалита.

×

About the authors

Sofia Sergeevna Zakharova

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Email: Zakharova-sofya@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-1468-4779
SPIN-code: 5664-0565

студентка лечебного факультета

Russian Federation, 394036, Russia, Voronezh, str. Studentskaya, 10

Anastasia Alekseevna Dorokhina

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Author for correspondence.
Email: asiyaspb@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8861-4431
SPIN-code: 4143-6667

Candidate of Medical Sciences

Russian Federation, 394036, Russia, Voronezh, str. Studentskaya, 10

References

  1. Колясникова Н.М., Злобин В.И., Ишмухаметов А.А., Малеев В.В. История открытия и изучения клещевого энцефалита в России: три дальневосточные экспедиции (1937-1939гг.) Терапевтический архив. 2021;93(11):1407-1412.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies