ISLAMIC MEDICINE: HISTORICAL TRADITIONS

  • Authors: Glushkova O.1, Тумакаева Tumakaeva F.A.1
  • Affiliations:
    1. Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko
  • Issue: Vol 10 (2021): IV ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
  • Pages: 252-254
  • Section: СВЕТЯ ДРУГИМ – СГОРАЮ САМ»: ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
  • URL: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/6857

Cite item

Abstract

This article describes the historical roots of Islamic medicine - experimental and cultural, presents their features; notes the role of Islamic teaching as the basis of preventive medicine, reveals the content of the three main positions of the Islamic teaching on personal hygiene: ablution, dental hygiene, personal hygiene.

Full Text

Исламская медицина имеет глубокие исторические корни. Можно выделить два основных источника, экспериментальный и культурный, из которых традиционно питается эта сфера знания в исламских странах. Исторические основы исламской экспериментальной медицины – это труды всемирно известных «мудрецов» восточного мира. Что касается культурных основ – то это древний, но, тем не менее, всегда актуальный для мусульман источник знаний: священное для мусульман учение, в котором содержатся рекомендации относительно мер поддержания здоровья. Можно сказать, важным фактором формирования и развития исламской медицины является непосредственно сам ислам: «… смена поколений является гарантом успеха» [2, 3].

Экспериментальное направление восточной медицины было заложено еще в эпоху средневековья. Имена таких средневековых арабских ученых, как Ибн-Сина, известный в Европе как Авиценна, и Сейед Исмаил Джорджани известны во всем мире. До сегодняшнего дня их открытия не утратили своей актуальности.

Ибн-Сину (Авиценну) в средневековой Европе называли «третьим учителем после Аристотеля и Фараби». «Он значительно обогатил клинику новыми способами диагностики и лечения болезней» [1]. Среди его трудов по медицине наибольшей известностью пользуются две книги: «Книга исцеления» и «Канон медицины».

«Канон медицины» - это ведущая медицинская энциклопедия того времени. В этой книге приведены методы лечения ран, ухода за кожей и волосами, болезней, при которых наблюдается температура, болезней печени и почек и другие вопросы. Современные исследователи отмечают, что Ибн-Сина отличался большой эрудицией в области клинического лечения. Им были впервые разработаны некоторые лекарства и диагностика ряда заболеваний. Например, он первым объяснил причины возникновения менингита, воспаления мозговых оболочек.

Сейед Исмаил Джорджани наиболее известен как автор книги «Запасы Хорезмшахов», которая отражает все сферы древней медицины. Этот труд, служивший обязательным пособием для студентов, желавших достичь высоких степеней в медицине. «Запасы Хорезмшахов» - это энциклопедия не только древних медицинских теорий, но и фармацевтических знаний того времени.

Что касается культурных корней исламской медицины, то многие предписания ислама направлены именно на поддержание здоровья мусульман.  И выполнение этих предписаний дает не меньший положительный эффект, чем образ жизни, рекомендуемый сторонниками самых современных систем поддержания здоровья. Можно сказать, что мусульманин своим здоровьем, трезвостью и гигиеническими навыками обязан Исламу как образу жизни, ведь в самом исламском учении заложены основные положения профилактической медицины.

Современная профилактическая медицина – это наука о способах предотвращения распространения заболеваний, путях укрепления физического и психического здоровья как отдельного человека, так и групп людей.

Профилактическая медицина в ее исламском понимании подразделяется на две части:

  1. Предписания и наставления, регламентирующие исполнение правил личной гигиены и тем самым способствующие сохранению здоровья индивидуума.
  2. Предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья общества.

Исламское учение о личной гигиене состоит из трех основных позиций: омовение, гигиена зубов, личная гигиена.

Мусульманину предписано совершать омовение несколько раз в день. Открытые и, соответственно, наиболее загрязненные микробами  участки тела человека наиболее подвержены воздействию болезнетворных микроорганизмов: микробиологами установлено, что на открытых участках тела число микробов колеблется от одного до пяти миллионов на квадратный сантиметр. А самый простой способ от них избавиться – это регулярно мыться.

Гигиена зубов. Микробы в ротовой полости могут стать причиной кариеса и пародонтоза. Число видов микробов, содержащихся в одном миллилитре слюны, колеблется от пятисот миллионов до пяти миллиардов. В процессе роста и размножения они выделяют вредные вещества, негативно влияющие на состояние ротовой полости: вызывают неприятный запах изо рта, изменяя цвет зубов и нарушая их функцию. Мусульманам предписано использовать для очищения зубов «сивак», то есть зубочистку, сделанную из корня целебного растения, которое, по современным данным, действительно удаляет микробы благодаря содержащимся в нем химическим веществам, препятствуя скоплению микробов и риску развития заболеваний.

О требовании поддержания чистоты тела не раз упоминается в священном учении. Известно высказывание Пророка в связи с этим: «Прав Аллах, предписывая каждому мусульманину раз в семь дней мыться полностью, включая голову и все тело». Об этом же в своем труде «О гигиене» говорит и Ибн Сина. «Он подчеркивал, например, важную роль кипячения и фильтрования питьевой воды, мытья в бане, чистоты тела, одежды и жилища и других гигиенических мероприятий» [1].

Отдельно следует сказать о заложенных в исламском учении общих принципах профилактики  органических заболеваний: это требования соблюдения поста и укрепления организма.

Переедание приводит к ожирению, атеросклерозу, подагре. Поэтому самым простым способом избежать этих заболеваний является воздержанность в еде. Как сказал пророк Мухаммед, желудок – это гнездо болезней, а диета – наилучшее лечение. В Коране сказано: «… ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь он не любит излишествующих!». Что касается рекомендаций по укреплению организма и занятиям физкультурой, то здесь уместно вспомнить высказывание: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый…». Ведь твердый духом и телом человек более других готов к выполнению своих личных и общественных обязанностей.

Что касается предписаний, направленных на поддержание здоровья общества в целом, то нужно остановиться на категорическом запрете ислама потреблять спиртные напитки и наркотики, а также на запрете на азартные игры.

Известно, что вино и азартные игры («майсир») строго запрещены мусульманам. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы – мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от понимания Аллаха и от понимания молитвы. Удержитесь ли вы? Повинуйтесь же посланнику и берегитесь!». Такой же запрет относится и к наркотикам: «Все, от чего человек теряет рассудок,  – запретно!» Поэтому к злу для мусульман относится и вино, и наркотики, поскольку они негативно влияют на мозг человека и его организм в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что медицина в мусульманских странах имеет древние традиции: экспериментальную (начатую еще учеными-энциклопедистами) и культурную, заложенную в самом мусульманском учении. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга. И обе, в конечном итоге, направлены на одну базовую цель – формирование здорового общества здоровых людей.

×

About the authors

Oksana Glushkova

Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko

Author for correspondence.
Email: k231075@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4913-8388
SPIN-code: 6203-8750
Russian Federation, 394036, Россия, Воронеж, ул. Студенческая, 10

Fairuza Adgamovna Тумакаева Tumakaeva

Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko

Email: fairuza.tu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7691-8745
SPIN-code: 7013-1384
Russian Federation, 394036, Россия, Воронеж, ул. Студенческая, 10

References

  1. Быкова А.В. Методы лечения Ибн Сины / А.В. Быкова, О.Н. Матвеева, Н.В. Голубцова // Молодежный инновационный вестник. – Воронеж, Изд-во: ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. – 2019. – Т. VIII. - № 1. – С. 11-14.
  2. Буджелал Я. Мохамед Фегуль – выдающийся кардиолог Алжира / Я. Буджелал, Н.В. Голубцова, О.Н. Матвеева // Молодежный инновационный вестник. – Воронеж, Изд-во: ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. – 2019. – Т. 8. Приложение 1. – №S1. – С. 84
  3. Махруг А. Телемедицина в системе здравоохранения Марокко / А. Махруг, Ф.А. Тумакаева, О.В. Глушкова // Молодежный инновационный вестник. – Воронеж, Изд-во: ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. – 2019. – Т. VIII. - № 1. – С. 53-54.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies